Второе Гельветическое Исповедание
Глава XI. Об Иисусе Христе, истинном Боге и Человеке и единственном Спасителе мира
Христос — истинный Бог. Более того, мы верим и учим, что Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, был предопределён испокон веков и предназначен Отцом быть Спасителем мира. И мы верим, что Он был рождён не только тогда, когда принял плоть от Девы Марии, и даже не прежде основания мира, но до начала веков невыразимым образом от Отца. Ибо сказано: «Род Его кто изъяснит?» (Ис. 53:8). И Михей говорит: «…которого происхождение из начала, от дней вечных» (5:2). И Иоанн говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» и т. д. (Ин. 1:1). Поэтому Сын равен и единосущен Отцу по Божеству; Он — истинный Бог не только по имени или усыновлению или особому расположению, но по сущности и природе (Фил. 2:6). Как и апостол говорит: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Павел также пишет: «…в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей» (Евр. 1:2,3). Более того, Сам Господь говорит в Писании: «…прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). И в другом месте Писания сказано: «И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18).
Секты. Поэтому мы ненавидим богохульное учение Ария и всех ариан в отношении Сына Божьего, и, особенно, богохульства испанца Сервета и его сообщников, которые сатана через них вытащил из ада и дерзко и нечестиво распространил по всему миру против Сына Божьего.
Христос — истинный Человек, имеющий настоящее тело. Также мы учим и верим, что вечный Сын вечного Бога был сотворён Сыном Человеческим от семени Авраама и Давида (Мф. 1:25) не посредством какого-либо человека, как утверждает Эбион, но был непорочно зачат Святым Духом и рождён непорочной Девой Марией, о чём нам ясно свидетельствует евангельская история, изложенная в Мф. 1. Павел говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2:16). И апостол Иоанн говорит: «…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4:3). Поэтому плоть Христа не была плотью только по внешнему виду и не была плотью, принесённой с неба, как считали Валентин и Маркион.
Разумная душа во Христе. Более того, душа нашего Господа Иисуса Христа была не без чувства и разума, как думал Аполлинарий, а плоть не без души, как учил Евномий; но Он имел душу со своим разумом и плоть со своими чувствами, с помощью которых Он переживал настоящие страдания в дни Своих страстей, чему Сам свидетельствует, когда говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38) и: «Душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12:27).
Две природы во Христе. Поэтому мы признаём, что в одном Господе Иисусе Христе две природы: божественная и человеческая (Евр. 2). И мы утверждаем, что эти две природы соединены или объединены так, что они не поглощают друг друга, не смешиваются и не сливаются; но скорее соединяются и объединяются в одной Ипостаси, так что свойства каждой природы остаются невредимыми и неизменными.
Не два, а один Христос. Поэтому мы поклоняемся одному Христу нашему Господу, а не двум. Мы повторяем: одному истинному Богу и Человеку. По Своей божественной природе Он единосущен с Отцом, а по человеческой сущности — нам, ибо написано: «Который, подобно нам, искушён во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).
Секты. Поэтому мы ненавидим как ересь Нестория, который создаёт двух Христов в одном и разрушает единство ипостаси, так и безрассудство евтихиан, монофелитов и монофизитов, которые низвергают особенность человеческой природы.
Божественная природа Христе бесстрастна, а человеческая природа не вездесуща. Отсюда мы также не верим, что божественная природа Христа каким-либо образом страдала, или что Христос по своей человеческой природе всё ещё находится повсюду в этом мире. Мы не полагаем и не учим, что тело Христа перестало быть настоящим телом после его прославления, или что оно обожествилось в такой степени, что избавилось от свойств тела и души и стало в целом божественной природой и только одной субстанцией.
Секты. Поэтому мы не соглашаемся и не принимаем невольные хитрости и замысловатые, неясные и маловразумительные споры Швенкфельда и подобных ему пустобрёхов относительно вышеизложенного учения, и сами не являемся его сторонниками.
Наш Господь истинно страдал. Более того, мы верим, что наш Господь Иисус Христос действительно страдал и умер за нас во плоти, как говорит Пётр (1 Пет. 4:1). Мы ненавидим самое нечестивое безрассудство якобитов и всех турков, которые проклинают страсти Господни. В то же время мы не отрицаем то, что «Господь славы», согласно сказанному Павлом, был распят за нас (1 Кор. 2:8).
Общение свойств. Итак, мы с почтением и благоговением принимаем выведенное из Писания учение об общении свойств, которым пользовались в древности для разъяснения и согласования различных отрывков Писания, на первый взгляд выглядящих противоречащими друг другу.
Христос воистину воскрес из мёртвых. Мы верим и учим, что Господь Иисус Христос в том же истинном теле, в которой был распят и умер, воскрес из мёртвых; и воскрес Он не в другой плоти, но сохранил Своё подлинное тело. Поэтому, когда его ученики подумали, что видят дух их Господа Христа, Он показал им Свои руки и ноги, на которых остались следы гвоздей и раны, и сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).
Христос воистину вознёсся на небеса. Мы верим, что наш Господь Иисус Христос в той же плоти вознёсся выше видимого неба на высшие небеса, то есть в место обитания Бога и всех прославленных, воссев одесную Бога Отца. Хотя это и означает равное участие в славе и величии, тем не менее, имеется в виду определённое место, о котором Господь говорит в Писании, что «Он пойдет и приготовит место себе» (Ин. 14:2). И апостол Петр говорит: «Небо должно принять Христа до времён совершения всего» (Деян. 3:21). Тот же самый Христос возвратится с небес для суда тогда, когда в мире в основном будет господствовать зло и когда антихрист, извратив истинную религию, наполнит всё суеверием и нечестием и беспощадно будет опустошать Церковь огнём и кровопролитием. И тогда придёт Христос, чтобы своим пришествием спасти своих и уничтожить антихриста, и чтобы судить живых и мёртвых (Деян. 17:31). Ибо восстанут мёртвые, и те, кто будет жив в тот день (неизвестный всем существам [Мк. 13:32]), «изменятся вдруг, во мгновение ока» (1 Кор. 15:51,52). И все верующие поднимутся ввысь для сретения со Христом в воздухе (1 Фес. 4:17), чтобы вместе с Ним они могли войти в благословенное Царствие Небесное и жить там вечно (2 Тим. 2:11). Но неверующие и нечестивые сойдут с бесами в ад, чтобы вечно гореть в огне и не иметь возможности избавиться от мучений (Мф. 25:41).
Секты. Поэтому мы осуждаем всех тех, кто отрицает истинное воскресение плоти, и тех, кто неверно думает о превознесённых телах, как, например, Иоанн Иерусалимский, против которого выступал Иероним. Мы также осуждаем тех, кто считает, что и бесы и все нечестивцы особым образом будут спасены и обретут конец своим мучениям, ибо сам Господь безусловно установил, что «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:44). Кроме того, мы осуждаем мечты иудеев о том, что перед судным днём на земле настанет золотая эра, и благочестивые будут владеть царствами мира, а своих нечестивых врагов будут топтать ногами; потому что истина Евангелия (Мф. 24 и 25; Лк. 21) и доктрина апостолов (в 2 Фесс. 2 и 2 Тим. 3 и 4) учат совершенно обратному.[7]
Плоды Христовой смерти и воскресения. Более того, наш Господь Своими страданиями и смертью — всем, что Он сделал и выстрадал ради нас со времени Своего пришествия во плоти, — примирил небесного Отца со всеми верующими (Рим. 5:10), искупил их грех (Евр. 1:3), разрушил смерть, одержать победу над осуждением и адом и своим воскресением из мёртвых вновь принёс и возродил жизнь и бессмертие (Рим. 4:25, 1 Кор. 15:17, 2 Тим. 1:10). Ибо Он — наша праведность, жизнь и воскресение (Ин. 6:44) и, кратко выражаясь, Он — полнота, совершенство и спасение для всех верующих; в Нём — всё их изобилие. Ибо апостол говорит: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота» (Кол. 1:19) и: «Вы имеете полноту в Нём» (Кол. 2:10).
Иисус Христос — единственный Спаситель мира и истинный долгожданный Мессия. Мы учим и верим, что наш Господь Иисус Христос — единственный и вечный Спаситель человечества и, более того, всего мира. В Нём спасены все, кто был до закона, под законом и во время Евангелия, и ещё многие получат спасение в конце мира. Ибо Сам Господь сказал в Евангелии: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» (Ин. 10:1), «Я дверь овцам» (Ин. 10:7). И в другом месте того же Евангелия Он говорит: «Авраам увидел день Мой и возрадовался» (Ин. 8:56). И апостол Пётр говорит: «…нет ни в ком ином спасения, кроме Христа, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Поэтому мы верим, что по благодати нашего Господа Иисуса Христа мы будем спасены, как и наши отцы были спасены. Ибо Павел сказал: «Все наши отцы ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:3-4). И Иоанн пишет: «Христос был Агнцем, закланным от создания мира» (Откр. 13:8). О Нём свидетельствовал и Иоанн Креститель, говоря, что Христос это тот «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). По этой причине мы ясно и открыто признаём и проповедуем, что Иисус Христос — единственный Искупитель и Спаситель мира, Царь и Первосвященник, истинный и долгожданный Мессия; святой и благословенный, Которого предвещали пророки и прообразом Которого служили все тени закона; и что Бог предопределил и послал Его нам, чтобы мы не искали другого. И теперь нам не остаётся ничего, кроме как воздать всю славу Ему, поверить Ему и положиться только на Него, презирая и отвергая все другие опоры нашей жизни. Ибо ищущий спасения в чём-либо ином, кроме Христа, отпадает от благодати Божьей и почитает Христа не имеющим никакой ценности (Гал. 5:4).
Принятие Символов веры четырёх Соборов. И, говоря о многом в нескольких словах, мы искренне верим и свободно и открыто признаем всё, что было определено из Святого Писания относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа и включено в Символы веры и постановления первых четырёх самых прекрасных Соборов — в Никее, Константинополе, Ефесе и Халкидоне — вместе с Афанасьевским Символом веры и подобными ему, осуждая всё, что противоположно этому.
Секты. Таким образом, мы сохраняем крепкую христианскую Кафолическую веру, цельную и неприкосновенную, зная, что нет ничего в вышеуказанных Символах веры, что противоречило бы Слову Божьему и не служило бы целиком для искреннего заявления веры.
[7] Это же осуждение направлено и против современного учения диспенсационалистов.
Этот материал еще не обсуждался.